Весна самый повод задуматься о покупке автомобиля. Впереди майские праздники и солнечное лето, дни стали гораздо теплее и длиннее, люди все чаще выезжают на природу или на дачу, а значит, есть потребность приобрести автомобиль.

Если Вас не пугают цены на бензин, обслуживание автомобиля, расходы на стоянку, ужасное состояние дорог с их пробками и не всегда вежливые автомобилисты и сотрудники ГИБДД. И Вы решили потратить определенную сумму денег на покупку автомобиля. Ну что же, надо признать, что Вы смелый человек. Но далеко не каждый может позволить себе новый автомобиль. Помимо цены на машину надо учитывать расходы на оформление, дополнительное оборудование и многое другое. И очень часто из-за нехватки денег остается один вариант - покупка подержанного автомобиля. И тут может возникнуть масса опасений, бессонных ночей и непредвиденных расходов.

Покупка подержанного автомобиля достаточно сложная задача. Количество предложений огромно и для того, чтобы найти действительно хороший экземпляр, придётся приложить немало усилий. Неплохо также иметь опыт в этой области, но все когда-то делают это в первый раз. Если Вы ничего не понимаете в автомобилях возьмите с собой знакомого, у которого есть опыт в таких делах и прочитайте нашу статью, которая поможет при покупке подержанного автомобиля.

Самое главное правило не верьте всему, что говорит продавец, он попытается любым способом продать автомобиль подороже и побыстрее – чтобы Вы не заметили неладное.

Для любого автомобиля важна его история. На что следует обращать внимание:

Самые важные факторы, определяющие цену автомобиля это его возраст пробег и техническое состояние. Эти параметры тесно взаимосвязаны, так что вряд ли десятилетний автомобиль будет иметь пробег в 50 000 км, только если он не простаивал годами в гараже, что никак не способствует улучшению его состояния, либо хозяином был пожилой человек, который ездил только на дачу. Если же Вам попались на глаза такие цифры, а продавец уверяет, что это реальный пробег то, скорее всего, счетчик подкручен. Пробег автомобиля является главным показателем состояния автомобиля, чем больше пробег – тем больший износ деталей. Приблизительный пробег автомобиля за год составляет от 20000 до 30000 километров. Но следует учитывать, что пробег зависит от того, как часто пользовались автомобилем, а также то, в каких целях он эксплуатировался (автоперевозки, выезды на дачу или ежедневно по городу).

Главные показатели пробега – это руль тормозные диски и педали. Эти детали можно поменять, но на 100 тысячах они должны быть родные и в удовлетворительном состоянии.

Помните, за 100 000 км. руль не протирается до дыр, явные потертости обычно возникают на 170 тысячах. Иногда, на руль одевают чехол с целью удобства или скрытия реального пробега, поэтому учитывайте и этот факт. Резиновые накладки на педали начинают протираться после 200 000 км. пробега.

Если автомобилю больше пяти лет то будьте готовы, что при нормальной эксплуатации на нем могут быть царапины и возможно даже вмятины, но ничего страшного в подобном нет. Главное чего стоит опасаться это серьезные ДТП, поэтому  в первую очередь надо исключить данный факт.

Понять был автомобиль в ДТП или нет, очень просто, внимательно анализируйте слова продавца и тщательно осмотрите автомобиль. Кузов это наиболее дорогая составляющая автомобиля. От его состояния зависит не только внешний вид, но и функционирование важнейших узлов и агрегатов. На битом автомобиле невозможно отрегулировать углы установки колёс в связи с нарушением геометрии кузова. Также может треснуть лобовое или заднее стекло без видимых причин - тоже одна из неприятностей битого кузова.

Обойдите автомобиль со всех сторон и внимательно осмотрите его с разного расстояния и под разными углами, так Вы сможете определить наличие царапин, сколов, вмятин, отличие в оттенках краски на разных деталях, а также оценить состояние кузова в целом.

Особое внимание уделите зазорам между:

передними крыльями и рамкой лобового стекла;

передним бампером и передними крыльями;

капотом и передними крыльями;

передними крыльями и дверями;

боковинами и дверями;

крышкой багажника и ее проемом.

По всей длине прилегающих поверхностей зазоры должны быть одинаковы. Проверьте, как открываются и закрываются все двери. Они должны закрываться одинаково от одного и того же усилия, с одним и тем же звуком. Обязательно осмотрите нижнюю часть кузова,  там не должно быть следов сварки и правки лонжеронов, напылов краски на внутренних арках колес, деталях подвески и на растяжках. Постарайтесь проверить все доступные взору силовые элементы кузова (лонжероны, переднюю панель, нижние усилители передних брызговиков) на предмет отсутствия трещин и следов коррозии.

Если есть переломы ребер жесткости, вмятины в пластиковых деталях, «раздавленные запчасти» есть вероятность аварий.  Отличительная особенность замены или ремонта каких-то частей машины является ее симметрия. Проведите рукой на стыках кузова, все щели должны быть одинакового размера с двух сторон.

Откройте капот и посмотрите на положение штыря запирания, угловые изгибы деталей, пластиковые части, целостность и симметричность деталей. Болты крепления передних крыльев должны быть окрашены заводской краской, если же ее нет, то, скорее всего, крылья снимали для рихтовки и покраски. Убедитесь в наличии точек заводской контактной сварки в местах соединения передней панели с рамкой радиатора и других деталей. Откройте крышку багажника и проверьте места соединения задней панели с полом багажника и внутренними усилителями боковин на предмет выявления сварочных швов. Затем поднимите коврик и осмотрите пол багажника, по бокам ниши запасного колеса, не должно быть следов рихтовочных работ. Обратите внимание на номерные знаки, они также не должны иметь следов рихтовки.

Если в ходе осмотра кузова Вы не обнаружили ничего подозрительного, приступайте к проверке двигателя.

В первую очередь убедитесь, что под капотом отсутствует характерный запах бензина. На исправном двигателе не должно быть никаких масляных пятен и подтеков. Незначительные следы масла в верхней части двигателя в районе крышки клапанов, трамблера и бензонасоса не так опасны, как потеки в нижней части двигателя, т.е. из-под заднего сальника, поддона картера, масляного датчика и фильтра. Внимательно осмотрите болты и гайки, если увидите следы откручивания, значит, двигатель вскрывали, что не очень хорошо.

На разъемах двигателя не должно быть видно следов герметика. Выньте щуп и проверьте масло, оно должно быть не слишком густое и прозрачное на свет, уровень должен находиться на максимальной отметке, примеси черного цвета, пузырьки или пена не допустимы. Откройте крышку заливной масляной горловины при работающем двигателе, если оттуда выходят выхлопные газы, значит, поршневая группа требует ремонта.

Если на внутренних стенках есть черный налет, то скорее всего двигатель перегревался или заливали некачественное масло. Жидкость в системе охлаждения должна быть чистой и прозрачной, наличие масляных пятен и разводов свидетельствует о неисправности двигателя. Осмотрите все резиновые изделия на предмет наличия трещин, особенно провода высокого напряжения, патрубки системы охлаждения и ремни привода генератора, помпы, ГРМ и т.д. Попросите завести двигатель и прислушайтесь к работе стартера. Двигатель должен запуститься сразу, независимо от того, горячий он или холодный, никакого скрежета при этом быть не должно.  Если двигатель не запускается более чем две секунды, то он неисправен или неотрегулирован. Обратите внимание на выхлоп, он не должен быть сизым или белым сверх меры (масло, тосол в камере сгорания). Черный дым свидетельствует о неполадках в топливной системе, синий - о забросе масла в камеру сгорания. На холостых оборотах дыма из выхлопной трубы почти не видно, а при нажатии на педаль газа он должен быть бледно-сизого цвета.

Теперь сядьте за руль и резко нажмите на педаль газа и отпустите, а, когда установятся холостые обороты сделайте это еще раз. При этом не должно быть посторонних звуков. Во время набора оборотов двигатель не должен вибрировать, а при снижении работать с перебоями. Заглушите двигатель и включите зажигание, на приборной панели загорится множество лампочек, обязательно должны светиться лампочки давления масла зарядки аккумулятора. Теперь запустите двигатель, все красные лампочки обязаны погаснуть. Дайте двигателю поработать 10-15 сек, и снова заглушите его и включите зажигание. Если двигатель хороший, лампочка давления масла не загорится, так как в системе смазки осталось высокое давление, и оно медленно снижается за счет стекания масла через зазоры подшипников коленчатого вала. Чем меньше износ двигателя, тем меньше эти зазоры, и тем позднее лампочка давления масла снова загорится. У хорошего двигателя время снижения давления масла составляет примерно 5 секунд.

Основными критериями состояния двигателя являются хорошая компрессия и давление масла, легкий запуск на холодную и горячую, хороший набор скорости, плавность работы холостого хода.

Диагностику коробки передач и подвески лучше проводить на СТО, но кое-что Вы можете проверить сами. Заведите двигатель и несколько раз надавите на педаль сцепления, не должно быть никакого шума или треска. Передачи должны переключаться без дополнительного усилия, четко и без хруста. При движении любой шум или гул в коробке передач исключается, в противном случае она просто не исправна, и ее ремонт обойдется в крупную сумму. Если автомобиль переднеприводный выверните колеса до упора и резко троньтесь, проделайте тоже самое в другом направлении. Если привода в нормальном состоянии, то Вы не услышите никаких щелчков.

Проверьте тормозную систему: резко затормозите на сухом асфальте, во время торможения машину не должно уводить в сторону. Если автомобиль, оборудован антиблокировочной системой ABS, то обязательно проверьте, чтобы при экстренном торможении он управлялся при вращении рулевого колеса. При плавном нажатии на тормоз не должно быть слышно шума тормозных колодок, скрежета и ударов.

Стояночный тормоз можно проверить следующим образом: затяните рычаг до упора и попробуйте тронуться с места. Если машина останется стоять, а двигатель заглохнет, то стояночная тормозная система исправна.

Качните двумя руками каждый из четырех углов автомобиля. Если амортизаторы исправны, то вы не услышите никаких стуков. Загляните под машину и посмотрите нет ли следов масла на коробке передач или заднем мосту. Проверьте в каком состоянии амортизаторы, не текут ли они и целы ли резиновые пыльники приводов колес и рулевого управления.

Для проверки подвески нужно проехать сначала на хорошей скорости по дороге с мелкими неровностями, не должно быть мелкого противного грохота (проблемы с шаровыми опорами и мелкими резинками). Затем проехать по ямам, подвеска должна отзываться мягко, не должно быть тугих ударов.

Если автомобиль оборудован гидроусилителем руля, то не забудьте проверить уровень жидкости в бачке. Исправный насос гидроусилителя работает с легким жужжанием, без писка, скрежета и возрастающего усилия. Рулевой механизм должен работать без стуков, а при движении по прямой руль не должно тянуть в одну определенную сторону.

Присмотритесь к покрышкам, если они стерты неравномерно и по краям, значит, не отрегулирован угол развал - схождения или его просто невозможно отрегулировать.

Поинтересуйтесь, как часто, и по какой причине проводился ремонт автомобиля. Если бывший владелец долгое время не проводил даже минимального обслуживания, вполне возможно, что это вскоре придется сделать Вам.

Вы покупаете не новый автомобиль, поэтому можете смело торговаться. Но не рассчитывайте, что продавец сразу согласится сбросить пол стоимости.

Первым делом постарайтесь найти и указать все недостатки, сказать какая машина плохая, тем самым Вы немного обидите хозяина, но он уже будет готов идти на уступки.

Не торгуйтесь по телефону - это не принесет результат больше чем 100-200 дол. Но если Вы договоритесь по телефону об окончательной цене, то все дальнейшие попытки сбросить цену – бессмысленны. Сторговать можно хорошо при игре с курсом валют, помните и про это.

В разговоре с продавцом уточните следующие моменты:

где был приобретен автомобиль;

где он сейчас зарегистрирован;

есть ли техосмотр, страховка на следующий год;

возможные варианты оформления покупки;

какое имеется дополнительное оборудование;

была ли машина битой или крашенной,

Уточните заранее, кто будет платить за переоформление, снятие с учета или доверенность нотариуса.

Внимательно осмотрите документы, проверьте соответствие номеров на автомобиле и в документах, хорошо бы узнать про неоплаченные и штрафы и пробить на угон.

Не берите на первый осмотр деньги и будьте предельно внимательны, по возможности следуйте вышеизложенным рекомендациям, доверяйте только себе, а не словам продавца, и помните, что чем тщательнее Вы проведете осмотр автомобиля, тем с меньшим количеством проблем столкнетесь в процессе его эксплуатации.

Желаем Вам удачи и хорошей покупки!