Для автомобиля качественное топливо также важно, как и правильное питание для человека, если заливать в бак автомобиля «бодягу», могут выйти из строя компоненты топливной системы, двигатель и свечи.

В периоды резкого роста цен на топливо продажа «суррогата» под видом бензина и дизеля является очень доходным бизнесом, так как цена химических компонентов, которыми разбавляют топливо, остается неизменной.

В конце прошлого века на АЗС был выбор только из «А76», «А92», «А95» и «ДТ», сегодня  заправочные станции готовы предложить огромное количество вариантов: «А95+», «А95 Евро», «ДТ Евро» и множество других обозначений, причем, разница в цене одной и той же марки бензина существенно отличается.

Все виды автомобильного топлива получают из одного и того же сырья — нефти. Она состоит из различных соединений, основные из них углеводороды (парафиновые, нафтеновые, ароматические) и, в небольших количествах, — сернистые, кислородные и азотные соединения. На нефтеперерабатывающих заводах нефть нагревают и методом прямой перегонки разделяют по температурам кипения на различные виды топлива: бензин, керосин, дизтопливо, и в остатке — мазут. Далее производится дополнительный процесс очистки для удаления вредных соединений (смол, серы, парафинов и прочих компонентов). В зависимости от степени очистки автомобильное топливо делят по экологическому уровню, в соответствии с европейской классификацией: Евро-2 (серы не более 0,005%), Евро-3 (серы до 0,0015%), Евро-4 (серы до 0,0005%) и Евро-5 (серы до 0,0001%). После этого продукцию продают нефтебазам, куда она поступает в виде полуфабриката, в который уже по месту добавляют присадки (октаносодержащие, антидетонационные, моющие и другие) и получают тот самый «А76», «А92» и «А95». Только после этого готовую продукцию везут на АЗС и продают автомобилистам.

Если двигатель автомобиля соответствует нормам Евро-3 и выше, а его заправлять сернистым топливом, это быстро выведет из строя свечи, каталитический нейтрализатор, топливную аппаратуру и другие элементы автомобиля.

Топливо может потерять качество еще на этапе транспортировки. Во-первых, в случае перепадов температуры изменяется объем топлива (при охлаждении оно уменьшается в объеме до 10%). Во-вторых, не исключены случаи воровства водителями бензовоза, они сливают часть топлива, а чтобы покрыть недостачу могут долить отработанные масла в дизель или дешевые присадки в бензин.

Если на АЗС нет дополнительного контроля, сотрудники заправки даже и не узнают о том, что торгуют разбавленным топливом.

Также негативно влияют на качество топлива емкости, в которых оно хранится на АЗС. Резервуары требуют регулярной очистки по специальной технологии, иначе внутри размножаются биологические организмы, остаются посторонние вещества (песчинки, листья, вода), отложения, а это требует от владельца дополнительных затрат, на которых всегда можно сэкономить.

Сотрудники АЗС, при отсутствии должного контроля, могут отливать себе топливо из резервуаров, а взамен лить туда присадки.

Самое доходное дело — производство поддельного топлива. В ход идет все, что горит: сырье для нефтепереработки, стабильный бензин, газовый конденсат с добавлением продуктов коксохимических производств, для повышения октанового числа. В базовое «сырье» для того, чтобы придать топливу нормальный вид добавляют следующие «ингредиенты».

Тетраэтилсвинец. Добавление раствора тетраэтилсвинца увеличивает октановое число на 5-10 единиц. Например, этилированный бензин АИ-98 долгое время получали путем добавления ТЭС к бензину АИ-93. Применение такого бензина повышает токсичность, меняет температуру сгорания топлива, что приводит к закоксовыванию поршневых колец, клапанов и отложениям на стенках цилиндров.

Нафталин. Это средство повышает октановое число на 5-6 единиц. Образует значительное количество нагара в топливной системе и кристаллизуется, забивая шланги, бензонасос и форсунки инжектора.

Железосодержащие присадки. Увеличивают октановое число на 3-6 единиц. Превышение концентрации таких присадок приводит к образованию «ржавого» нагара в цилиндрах, выводит из строя свечи и уменьшает срок службы двигателя.

Соединения бензола. Для получения бензина более высокой марки используют бензол, толуол и другие ароматические углеводороды. Эти соединения имеют октановое число выше 100, но являются сильными растворителями, которые уничтожают практически все эластичные детали мотора и приводят к активной коррозии.

Метил-трет-бутиловый эфир. Добавление 7-11% МТБЭ в бензин делает из марки А92 — бензин А95. Атомы кислорода в МТБЭ и в его смеси с трет-бутиловым спиртом (фэтерол) улучшают процесс сгорания топлива, повышая экономичность двигателя, но без дорогостоящих присадок-удержателей за несколько часов МТБЭ испаряется, а октановое число бензина уменьшается, что может привести к детонации.

Этиловый спирт. При добавлении 5-20% спирта в бензин, октановое число повышается на 3—8 единиц. Это улучшает процесс сгорания, возрастают мощность и КПД двигателя. Добавлять в бензин можно только обезвоженный спирт, иначе смесь быстро распадается и октановое число падает.

Ацетон. Легкий способ поднять октановое число до требуемого стандартом уровня. Смесь ацетона с бензином вызывает коррозию металла, разъедает сальники и прокладки.

Качество бензина можно определить по:

Цвету. Наберите бензин в прозрачную тару и посмотрите на свет оно должно быть бледно-желтого цвета без примесей. (исключение — сетевые заправки, подкрашивают бензин специальными красителями-суданами для защиты от подделок). Можно провести простой анализ своими силами: добавьте в бензин марганцовки, и если он приобрел розовый цвет, значит, в нем есть примеси воды.

Запаху. Подозрение должен вызвать любой запах, который не характерен для нефтепродуктов. Например, можно унюхать нафталин, сероводород, меркоптановую серу (резкий запах сжиженного газа).

На ощупь. Чистый продукт при попадании на руку должен сушить кожу и испарятся, а не размазываться жирным пятном.

Подделка дизельного топлива.

Основные случаи подделки дизеля связаны с продажей топлива сельхозназначения под видом дизеля для современных автомобилей. А в холодный период под видом «зимнего дизеля» продают летнее дизтопливо.

Бензин и керосин. Добавляют в летнее дизельное топливо для предотвращения выпадения парафинов и замерзания при низких температурах. Если с бензином или керосином переборщить, они смывают масляную пленку с блока цилиндров.

Сера и примеси. При недостаточной очистке дизтоплива, в нем остается много серы и смолистых веществ. Это приводит к повышению температуры сгорания, нарушается нормальная работа двигателя, остаются несгоревшие остатки. В результате образовывается нагар в насос-форсунках и их подклинивает.

Качество дизельного топлива можно определить по:

Цвету. Настоящий дизель чуть темнее подсолнечного масла.

Запаху. Дизельное топливо имеет приятный масляный запах, а нетипичные цвет и запах или вонь, как от мазута — признаки подделки.

Внешнему виду. Если есть возможность, наберите дизель в прозрачную емкость и обратите внимание на дно — там не должно быть признаков воды или песчинок.

На ощупь. Дизтопливо должно быть жирным и маслянистым, если нет, — оно разбавлено с бензином.

Особо внимательными нужно быть зимой: даже при низкой температуре дизтопливо должно оставаться жидким, а сгущение либо наличие белых хлопьев — признак выпавших парафинов.

Чтобы не заправляться плохим топливом, РосАвтоПортал рекомендует придерживаться следующих советов.

- Некачественные нефтепродукты как правило, реализуют заправки расположенные на окраинах городов и на трассе. Ни в коем случае не покупайте топливо с рук, возле частных домов вдоль дорог, риск приобрести подделку очень высок.

- Подойдите к «уголку потребителя» (по закону, он должен быть на каждой заправке) и посмотрите, есть ли там телефон горячей линии, контакты владельца АЗС, информация о том, что топливо проверяется при помощи мобильной лаборатории. Также Вы можете потребовать предъявить документы на реализуемое топливо.

- Обратите внимание на состояние заправки даже на старых АЗС делают косметический ремонт, облагораживают территорию цветами, устанавливают информационные таблички, обновляют оборудование. Если же повсюду ржавчина, а люки резервуаров обросли травой, — лучше отправиться на другую заправку. Важным критерием является оборудование, из которого производят заправку топливом, так как старые колонки часто загрязнены и не откалиброваны.

- Любого автомобилиста обязательно должна насторожить слишком низкая цена в большинстве случаев это свидетельствует о подозрительном происхождении топлива.

Если заправка некачественным топливом привела к поломке автомобиля следует добиваться возмещения ущерба от АЗС.

ШАГ 1. Найдите чек

Обязательно требуйте и сохраняйте чеки с АЗС — это послужит доказательством факта заправки.

ШАГ 2. Вызывайте эвакуатор и эксперта

Горловину топливного бака опечатывайте в присутствии двух свидетелей. Вызовите эвакуатор и везите автомобиль на СТО, закажите независимую экспертизу у лицензированного предприятия, эксперт которого может выехать к месту стоянки автомобиля и взять забор проб топлива из бака. Желательно сразу поехать на АЗС и попросить эксперта произвести там отбор проб (тоже при свидетелях и, пригласив на место забора представителя заправки).

ШАГ 3. Производите отбор проб при свидетелях

На место проведения забора следует вызвать телеграммой представителя АЗС, чтобы он не заявил потом в суде о том, что пробу взяли без него. В присутствии свидетелей возьмите три пробы топлива из бака: одну — для экспертов, вторую — для себя, третью — для АЗС и после этого снова опечатайте топливный бак.

ШАГ 4. Оцените ущерб и предъявите АЗС претензию

Закажите у сотрудников СТО оценку стоимости ремонта автомобиля и ждите результатов экспертизы, она длится до трех рабочих дней. Если результат экспертизы подтверждает несоответствие топлива действующим нормам, можете смело предъявлять претензии по возмещению расходов на устранение последствий использования некачественного топлива.

ШАГ 5. Договаривайтесь с АЗС о добровольном возмещении ущерба, если не заплатят, обращайтесь в суд.

Как правило после экспертизы владелец АЗС идет на контакт с потерпевшим и старается решить проблему полюбовно. В случае такой возможности, лучше соглашаться на досудебное урегулирование. Так как в суде ответчик всегда требует опровергнуть результаты экспертизы, которая проводилась не в ходе судебного следствия. Кроме того, надо доказать, что вред причинен топливом, приобретенным на конкретной АЗС, а не тем что оставался в баке с предыдущей заправки. Несмотря на все сложности, шансы выиграть такое дело вполне реальные.