Если у Вас интересует вопрос, стоит ли устанавливать на свой автомобиль газобаллонное оборудование, то РосАвтоПортал поможет в этом разобраться.

Существует ряд факторов, определяющих целесообразность установки ГБО в каждом конкретном случае. В первую очередь, конечно, всех интересует цена вопроса. Она сильно разнится в зависимости от марки и модели автомобиля, от оборудования и, конечно же, от самого установщика. В среднем установка ГБО на автомобили российского производства обойдется в 12000 – 20000 рублей, а на иномарки с механической и электронной системой управления двигателем от 25000 – 80000 рублей.

Чтобы окупить затраты на установку ГБО примерно за год, нужно наматывать не меньше  2000 – 2500 км в месяц, при условии, что расход газа не будет превышать потребление бензина больше, чем на 10%.

Нецелесообразно устанавливать газобаллонное оборудование на автомобили с маленьким объемом двигателя, так как они сами по себе потребляют не много топлива, а место в багажнике, которого и так в обрез, после установки баллона исчезнет почти полностью.

Важно знать, что после установки ГБО регистрационные документы на автомобиль нужно поменять, поскольку в его конструкцию были внесены серьезные изменения. Для этого у установщика нужно взять документы, подтверждающие, что переоборудование произведено в соответствии со всеми нормами, поэтому доверять установку ГБО следует только сертифицированным специалистам.

И еще один важный момент, о котором часто забывают или не учитывают автомобилисты – это гарантия. После вмешательства в конструкцию автомобиля, которым является установка ГБО, гарантия перестает действовать. Исключением могут быть лишь те случаи, когда установкой занимается компания, которая продала автомобиль. Правильная настройка ГБО с помощью компьютера - залог экономичности и сохранения характеристик автомобиля. Поэтому снижение мощности двигателя, уменьшение его ресурса и так далее, является результатом экономии на качественном оборудовании и профессиональном установщике. Если соблюдать технологию и рекомендации производителя по установке и настройке, ГБО может быть даже полезно двигателю, так как высокое октановое число пропан-бутановой смеси исключает детонацию, в результате чего двигатель работает мягче и тише. Газовое топливо, в отличие от бензина, не смывает со стенок цилиндра масляную пленку, защищающую поршень от трения. При сгорании газо-воздушной смеси, на поршнях и клапанах не образовывается нагар, а масло дольше хранит свои свойства.

Газобаллонное оборудование можно установить даже на дизельные двигатели. Но технически сделать это сложнее и дороже, да и оправдано это может быть только в случаях с автобусами или грузовиками.

На турбированные двигатели тоже можно установить ГБО, но только инжекторное, которому не важно, как сильно подается воздух в мотор, так как система собственным давлением впрыснет столько газа, сколько необходимо.

На сегодняшний день последним поколением ГБО является пятое, однако и четвертое поколение по-прежнему пользуется спросом. Разница между ними лишь в элементах подачи газа и в системе управления. Коротко о всех поколениях газобаллонного оборудования.

1 поколение ГБО

Самая простая схема подачи газа в двигатель, оснащается эжекторным редуктором с электро или вакуумным управлением. Далее простой механический дозатор и смеситель. Газ подается во впускной коллектор, в общий ресивер.

2 поколение ГБО

Основа системы такая же, как и в первом поколении, только вместо механического дозатора, устанавливается шаговый двигатель, сигнал на который приходит от контролера. Входными сигналами для него служат сигнал лямбда-зонда и датчик положения дроссельной заслонки.

3 поколение ГБО

В этой системе используется редуктор с избыточным давлением. Газ подается отдельно в каждый цилиндр. Дозируется специальным дозирующим устройством с шаговым двигателем. Не использует для расчета необходимого кол-ва газа стратегию впрыска бензина.

4 поколение ГБО

При работе на газе, двигателем продолжает управлять бензиновый блок управления, только сигнал на бензиновые форсунки является входным сигналом для газового блока управления. Газовый блок управления вносит свои коррекции, учитывая также температуру газа, форсунок, давление газа и управляет электромагнитными газовыми форсунками. Т.е. газовый блок управления является надстройкой и при работе задействованы все штатные датчики двигателя.

5 поколение ГБО

В этой системе также как и в системе 4-го поколения. При работе на газе, двигателем продолжает управлять бензиновый блок управления, сигнал на бензиновые форсунки является входным сигналом для газового блока управления. Основное отличие от системы 4-го поколения является подача газа в коллектор в жидком виде. Для того, чтобы обеспечить стабильное давление газа и исключить вероятность испарения газа до форсунок в баллоне установлен газовый насос. В системе 5-го поколения отсутствует редуктор-испаритель, что, несомненно, облегчает монтаж в современных моторах, где мало места в подкапотном пространстве. К недостаткам системы относится высокая чувствительность к качеству газа, и низкая ремонтопригодность.

Поскольку электрическое сопротивление газо-воздушной смеси больше, чем у бензо-воздушной, желательно установить специальные «газовые» свечи зажигания. Они имеют уменьшенный межэлектродный зазор, а также иные материалы изготовления центрального электрода и большее калильное число (т.е. более «холодные»).

Убедитесь, что установщик использовал соответствующие коммутационные материалы, особенно LPG-шланги предназначенные для сжиженного газа.

Современные газовые баллоны очень прочные, надежные и безопасные. Толщина их металла составляет 3-6 мм, что в разы больше толщины топливного бака. При правильной установке и эксплуатации он безопасен.

Ни в коем случае не заправляйте баллон полностью, поскольку 10-20% объема баллона, которые остаются свободными, жизненно необходимы для компенсации увеличения объема газа в случае больших перепадов температур. Также это убережет баллон от разрыва в случае его деформации в ДТП. Обязательно убедитесь в том, что баллон оснащен предохранительным (обратным) клапаном, который стравливает повышенное давление (более 27 атм.).

Главное условие для безопасной эксплуатации ГБО — отсутствие запаха газа. Если все соединения герметичны, его не будет. Газобаллонное оборудование нуждается в периодическом плановом обслуживании. Раз в 15 000 км необходимо менять фильтры, проверять герметичность системы и регулировать ее настройки. Раз в 30000 км, нужно чистить газовые форсунки, а раз в 60000 км следует разбирать газовый редуктор для проверки состояния мембраны и в случае необходимости заменить ее.

Любителям активной езды важно знать, что раскручивать двигатель, работающий на газу, выше 5000 об/мин крайне нежелательно, иначе может произойти перегрев деталей силового агрегата. Некоторое ГБО имеет алгоритмом работы, при котором, в случае  превышения оборотов более 4000, происходит автоматическое переключение на бензин.

Владельцы автомобилей с ГБО должны соблюдать простое правило: пуск двигателя нужно производить на бензине, дождаться, пока силовой агрегат прогреется, и только потом переключать систему на газ.

 Итак, давайте подитожим все вышесказанное и определим основные «за» и «против» газобаллонного оборудования.

К достоинствам ГБО следует отнести:

- Экономия.

- Антидетонационная стойкость. Октановое число нефтяного газа - 103-105, что практически исключает детонацию деталей двигателя. Это достоинство газа может быть особенно актуально для двигателей с высокой степенью сжатия, потребляющих высокооктановый бензин.

- Отсутствие катализаторов разрушения металлов. Газ не содержит вредных примесей (свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры сгорания, каталитический нейтрализатор и лямбда зонд.

- Диффузия. Газ легко смешивается с воздухом и равномерней наполняет цилиндры однородной смесью, поэтому двигатель работает ровнее и тише. Газовая смесь сгорает почти полностью, поэтому не образуется нагар на поршнях, клапанах и свечах зажигания.

- Стабильность агрегатного состояния. Газ поступает в двигатель в паровой фазе, поэтому он не смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разбавляет масло в картере.

- Скорость сгорания смеси. Газ сгорает немного медленнее, чем бензин, что снижает нагрузки на поршневую группу и коленчатый вал, двигатель работает "мягче".

- Экологичность. Содержание вредных веществ в выхлопе снижается в несколько раз.

Недостатки газобаллонных систем:

- Уменьшение полезного объема багажника из-за установки в нем газового баллона и увеличение веса транспортного средства.

- Высокая стоимость современной газовой аппаратуры и ее установки.

- После установки ГБО прекращает действовать гарантия.

- Обязательное внесение соответствующей отметки в технический паспорт автомобиля.

- Незначительная потеря мощности двигателя от 3 до 6% и снижение максимальной скорости.

- Возможны трудности с пуском холодного двигателя.

- Плохо развитая сеть газовых заправочных станций.

- Возможно появление запах газа в салоне из-за негерметичности выхлопной системы.

- Невозможность оперативно изменять подачу газа, из-за чего смесь либо переобогащается, либо слегка обедняется. Оба случая ведут к термическим перегрузкам, влияющим на свечи зажигания, клапана и их сёдла. Системы ГБО третьего поколения и выше не имеют подобных недостатков.

- При неисправностях системы зажигания и газораспределительного механизма может возникнуть такое явление как «обратный хлопок». Если клапан не закрыт, а впускной коллектор наполнен газовоздушной смесью, вспышка приводит к взрыву. Это явление редкое, но может разорвать коллектор, в лучшем случае пострадает корпус воздухофильтра. Системы четвёртого и пятого поколения полностью устраняют появление «обратного хлопка».