Дорога – штука непредсказуемая и никогда не угадаешь, где тебя поджидают неприятности. И одна из сотен деталей автомобиля может внезапно выйти из строя. Не беда, если навыков достаточно, и Вы можете устранить неисправность самостоятельно, а вдруг серьезная поломка, то остаётся один шанс — доехать на буксире. У предусмотрительного водителя в автомобиле, кроме аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, всегда должен быть буксировочный трос.

Обычную веревку или канат небезопасно использовать для буксировки автомобиля. При выборе буксировочного троса лучше отдать предпочтение нейлоновому тросу, так как он эластичный, крепкий и не занимает много места в багажнике. Карабины должны быть изготовлены из кованой стали, но учитывайте диаметр петли для крепления на Вашем автомобиле, так как крюк может не пройти в это отверстие. Отличить кованый крюк можно по весу, примерно полкилограмма, а из легкого сплава 150-200 г. Чтобы карабин не выскочил из крепления при рывке, должна быть подпружиненная собачка, иначе крюк может «выстрелить» по заднему стеклу буксировщика или же по лобовому стеклу буксируемого автомобиля. Буксировочные тросы имеют разную предельно допустимую нагрузку, для буксирования легкового автомобиля вполне достаточно двух тонн.

В правилах дорожного движения четко указано, что расстояние между двумя транспортными средствами при гибкой сцепке должно быть в пределах от 4 до 6 метров, а при жестком сцеплении не должно превышать 4 метра.

Кроме того, каждый метр троса должен отмечаться сигнальными флажками или щитками размером 20х20 см с нанесенными по диагонали красными и белыми полосками из светоотражающего материала высотой 5 см.

Такие требования являются абсолютно оправданными, так как длинное сцепление затрудняет маневры при повороте, а слишком короткий трос увеличивает риск столкновения буксируемого автомобиля с буксировщиком.

Тем не менее, буксирование не всегда возможно и даже запрещается правилами дорожного движения в таких случаях:

- Если фактический вес буксируемого автомобиля, с неисправной тормозной системой превышает половину фактического веса буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксирование таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;

- Во время гололеда запрещено использовать гибкую сцепку, разрешается либо жесткая сцепка, либо частичная погрузка.

- Если длина двух сцепленных транспортных средств, превышает 22 м (для маршрутного транспорта – 30 м).

- Буксирование велосипедов, мопедов и мотоциклов без присоединенного бокового прицепа.

- Буксирование двух и более транспортных средств за раз и буксирование транспортным средством с прицепом;

- Транспортное средство с неисправным рулевым управлением можно буксировать, только методом частичной погрузки на платформу.

- Буксирование автобусами прицепов любого типа.

При жесткой и гибкой сцепке за рулем транспортного средства на буксире должен находиться водитель. Во время буксирования, независимо от вида сцепки, запрещено перевозить пассажиров в транспортном средстве на буксире (кроме легкового автомобиля) В случае буксировки методом частичной погрузки на платформу в буксируемом автомобиле не должно быть людей.

Перед началом буксировки водителям обоих автомобилей необходимо договориться о специальных сигналах - это значительно облегчит осуществление поворотов и остановку.

Рекомендованная скорость движения во время буксирования – не более 50 км/час. Перед началом движения на ведущем транспортном средстве следует включить фары ближнего света, а на буксируемом автомобиле аварийную сигнализацию. Следует подготовиться к повышенной нагрузке в управлении, так как в современных автомобилях усилитель тормозов и ГУР зависят от работы двигателя.

Для сглаживания силы рывков при ускорении, трос по возможности следует закрепить по диагонали. Необходимо поддерживать трос в натянутом состоянии. Если трос ослабнет, набирать скорость нужно очень плавно, иначе можно его оборвать или повредить кузов автомобиля. Если приходиться буксировать автомобиль по горной местности, то подъем нужно осуществлять на «одном дыхании», не переключаясь на другую скорость.

Буксирование транспортного средства с автоматической коробкой переключения передач требует дополнительных предосторожностей. Буксировать автомобиль с АКПП следует с работающим двигателем и переключателем передач в положении «N». Такая буксировка не желательна на расстояние больше 50 км. Скорость движения также не должна превышать 50 км/час. Если требуется буксировать автомобиль на более длинные расстояния или с неработающим двигателем, тогда лучше отдать предпочтение погрузке на эвакуатор (полностью или частично), иначе может выйти из строя АКПП.

Буксировать же с помощью автомобиля с АКПП крайне нежелательно. Но если другой возможности нет, то лучше соблюдать следующие правила:

- Буксируемое транспортное средство не должно превышать по массе ведущий автомобиль.

- При буксировке скорость движения не должна превышать 40 км/час.

- Рычаг АКПП должен находиться в положении «2» или «L», и ни в коем случае в положении «D». Также нельзя переключать на пониженные передачи, чтобы не было нагрузок.

- Желательно обеспечить жесткую сцепку, так как АКПП плохо воспринимают рывки.

Автомобили с полным приводом и АКПП буксируются исключительно с приподнятым передним или задним мостом.

РосАвтоПортал рекомендует всегда иметь в багажнике автомобиля буксировочный трос, но желает Вам никогда не сталкиваться с его применением.