Автомобили в зависимости от типа двигателя внутреннего сгорания разделяются на две категории: работающие на бензине или газе и на дизельном топливе. У каждой категории имеются свои поклонники, и споры об их преимуществах и недостатках ведутся много лет, но никто однозначно не скажет, какой двигатель лучше.

Бензиновые двигатели в зависимости от способа образования топливно-воздушной смеси бывают карбюраторные и инжекторные. Карбюраторные двигатели — это уже прошлое автомобилестроения, а инжекторными двигателями оснащаются все современные автомобили.

Бензиновые моторы (или работающего на газе) отличаются от дизельных, наличием системы зажигания (топливо в цилиндрах воспламеняется от искры, которая проскакивает между электродами свечи зажигания).

В дизельном двигателе система зажигания отсутствует, а воспламенение топлива происходит под действием высокой температуры предварительно сжатого воздуха Автомобили с бензиновыми и дизельными двигателями имеют как преимущества, так и недостатки.

Рассмотрим некоторые наиболее весомые из них с эксплуатационной точки зрения:

Главное достоинство дизельного двигателя это, конечно же, экономичность. Мало того, что цена на дизтопливо ниже цены бензина, так и потребление этого топлива существенно меньше, чем у соразмерных по мощности бензиновых двигателей. Это происходит потому, что у дизельного двигателя степень сжатия находится в пределах 20—22 единиц, а у автомобилей с бензиновым двигателем – 9-10 единиц. Регулирование рабочей смеси у дизеля более качественное и вне зависимости от частоты вращения коленчатого вала и нагрузки, в цилиндры подается одинаковое количество воздуха, а количество топлива увеличивается вместе с нагрузкой. В этом плане дизельный двигатель имеет более высокий коэффициент полезного действия 30-40%, дизели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением до 50%,  а бензиновый двигатель преобразовывает всего лишь 20-30% энергии топлива в полезную работу.

Еще одно преимущество дизельного двигателя - это высокий крутящий момент при низких оборотах. Такое отличие позволяет более эффективно использовать мощность двигателя, особенно полезно для грузовых автомобилей, т.к. упрощает разгон с места в нагруженном состоянии.

По сравнению с бензиновыми агрегатами, в выхлопных газах дизельного двигателя, как правило, меньше окиси углерода (CO). Основные токсичные газы, которые присутствуют в выхлопе в заметных количествах — это углеводороды (НС или СН), оксиды (окислы) азота (NОх) и сажа в форме черного дыма, но это уже свидетельствует о неполадках.

Важным аспектом является пожаробезопасность, так как дизельное топливо нелетучее вероятность его возгорания намного меньше, тем более что в дизельных двигателях не используется система зажигания.

К недостаткам дизельных двигателей следует отнести:

Обслуживание, диагностика и дальнейший ремонт дизельного двигателя потребует немалых финансовых вложений, причем не каждый мастер возьмется за работу. Дизельные двигатели требуют довольно частой замены фильтров и масла, а также регулярной проверки компрессии цилиндров, зачастую исходом поломки станет замена ТНВД, форсунок и пр. Чтобы максимально продлить эксплуатационный срок, следует использовать только качественное топливо. Теоретически дизельный двигатель более надежный и долговечный, но учитывая качество дизельного топлива в нашей стране, продолжительность его жизнедеятельности значительно уменьшится.

Дизельные двигатели имеют большую массу и меньшую литровую мощность. В холодное время года, когда температура опускается до минус 15-20 градусов требуется заливать зимнее дизельное топливо, иначе летнее превратится в желе и автомобиль не заведется.

По сравнению с бензиновыми моторами дизельные издают более явный шум и постукивания во время работы, это объясняется тем, что топливо в цилиндрах воспламеняется под очень высоким давлением.