На дворе запахло весной, не за горами лето. Пришло время менять моторное масло.

Моторное масло важный элемент для работы двигателя. Оно должно соответствовать термическим, механическим и химическим воздействиям, которым подвергается в смазочной системе двигателя и на поверхностях смазываемых и охлаждаемых деталей.

В зависимости от назначения разделяются на масла для дизельных, бензиновых двигателей и универсальные, которые предназначены для смазывания двигателей обоих типов.

Также масла разделяются на три группы: синтетическое, полусинтетическое и минеральное. По температурным пределам работоспособности моторные масла подразделяют на: летние, зимние и всесезонные.

Все современные моторные масла состоят из базовых масел и присадок улучшающих их свойства.

Для старых двигателей с пробегом рациональней использовать полусинтетическое масло,  для новых современных  двигателей – синтетическое. Минеральное масло можно применять в достаточно теплых районах с температурами до минус 20 - 25 °С, но оно требует более частой замены (через 8000 км).

Приобретая масло, Вы наверняка обращали внимание на аббревиатуры и цифры, нанесенные на этикетку канистры. Знать, как расшифровывать эти обозначения, не помешает любому автомобилисту.

В нашей стране наиболее популярны стандарты SAE («Общества автомобильных инженеров») и API (American Petroleum Institute). Первый стандарт регламентирует уровень вязкости и температурные режимы работы, второй стандарт разделяет масла по эксплуатационным качествам.

Одними из основных свойств моторного масла являются его вязкость и зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры масла в двигателе при максимальной нагрузке летом).

Классификация SAE, дает информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и прокачивание масла насосом под давлением в процессе холодного пуска, не допуская сухого трения в узлах.

Классификация SAE подразделяет моторные масла 12 классов от 0W до 60: 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и 6 летних (10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости. Буква W означает, что масло приспособлено к работе при низкой температуре (Winter — зима). Для этих масел дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях. Предельная температура прокачиваемости означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки.

Первая  цифра указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах, а вторая — определяет характерный для соответствующего класса  диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С.

Вязкость масла – это его способность оставаться на поверхности внутренних деталей двигателя и при этом сохранять текучесть.

Например, 10W40 - первая цифра десять стоящая до «W» указывает на нижний предел температуры, после «W» – верхний. Для определения нижней температуры, необходимо от 35  отнять число, указанное до буквы «W». В указанном примере: 35 -10 = 25, мы получим минимальную температуру «проворачиваемости» двигателя

Если цифру перед W отнять от 40 мы получим минимальную температуру, при которой масляный насос сможет прокачать масло по системе, не допустив при этом сухого трения внутренних деталей. Такое масло можно использовать круглый год, если температура в Вашем регионе находится в этих пределах. Вся разница в начальной вязкости холодного масла. Чем ближе индекс к нулю, тем оно будет жиже, максимальный индекс нижней температуры – нуль, т.е. минус 35 °С.

Вторая цифра после «W» означает высокотемпературную вязкость. Это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах.

Таблица классификации SAE

klasifikaciya_masla_SAE

Система классификации моторных масел Американского института топлива (American Petroleum Institute). Эта система была создана в 1969 году.

На этикетке любого из представленных на рынке масел имеется информация о присвоении моторному маслу класса по системе в таком виде: API SL, API CF-3 или API SJ/CF-3.

Отсутствие информации о соответствии, какому-либо из классов API означает, что это масло не имеет сертификата API, либо присвоенный ему класс сильно устарел.

Первая буква означает вид масла: «S» – для бензиновых двигателей; «C» – для дизельных моторов. Чем дальше находится вторая буква от "A" в английском алфавите, тем качественнее масло.

Существуют универсальные масла, которые можно применять в обоих типах двигателей. Такому маслу присваивается два класса – для дизельных и для бензиновых двигателей. Обозначаются эти классы разделенной чертой, например API SL/CF. Первым ставится тот класс, который соответствует более предпочтительному применению, но при этом производитель допускает его использование и в дизельных моторах.

Трансмиссионные масла обладают намного большей вязкостью, поэтому обозначения по SAE тут такие: 75W90; 80W90; 85W90. Самое устойчивое к низкой температуре – 75W90. Для всесезонной эксплуатации можно применять максимум 80W90. Допустимый пробег трансмиссионного масла – 70000 км.

При выборе масла очень важно не отступать от рекомендаций производителя Вашего автомобиля.