Каждому владельцу автомобиля рано или поздно придется менять шины и диски. Эту процедуру можно выполнить в автосервисе или самостоятельно, решать Вам. А вот как правильно подобрать колеса для своего автомобиля подскажет РосАвтоПортал.

К сожалению не все автолюбители знают, что у колесного диска намного больше параметров, чем диаметр и количество отверстий для крепления. Однако большинство этих параметров очень важны для безопасной езды и сохранности подвески автомобиля.

При выборе дисков нужно выяснить, какие параметры предусмотрены производителем Вашего автомобиля, и устанавливать только соответствующие требуемым характеристикам. Отклонение от требований производителя напрямую влияет на работу подвески и может привести к ускоренному износу шин, деталей ходовой, и даже к внезапному разрушению в экстремальных условиях.

Основные размеры дисков:

A — ширина диска, указывается в дюймах (5, 5,5, 6, 7 и т.п.)

R — диаметр диска (13, 14, 15, 16, 17 и т.п.)

ET – вылет, т.е. расстояние от центральной оси симметрии диска до плоскости прикосновения диска к ступице (может быть и положительным, и отрицательным, тогда колесо соприкасается со ступицей левее оси симметрии)

Q — количество крепежных отверстий - число болтов, на которые крепится диск (4, 5, 6)

D — диаметр центрального отверстия диска (98, 100, 114,3)

razmeru diska razmeru diska

Например, на колесном диске написано так: 6,5j x 15 5/112 H2 ET45 d 57,1

6,5 – посадочная ширина обода диска, выраженная в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм.). Ширина диска должна соответствовать ширине шины иначе возникнут проблемы с установкой покрышки и заметено ухудшатся эксплуатационные характеристики шины.

15 – диаметр диска выраженный в дюймах.

J (JJ, JK, K,B, P, D …) Эта буква несет техническую информацию о закраинах обода диска (конструкция, форма, высота). Наиболее распространенные типы дисков на сегодня J и JJ, первые, как правило, устанавливают на моноприводные автомобили, а вторые в основном на полноприводные. Закраины обода диска влияют на монтаж резины, компенсирующих грузиков и на устойчивость к смещению шины на диске.

5/112 – Параметры крепления диска к ступице, где 5 – количество крепежных отверстий, а 112 – диаметр окружности в миллиметрах, на которой размещены центры этих отверстий. Иногда этот параметр обозначается, как PCD (Pitch Circle Diameter). Здесь очень важно не ошибиться, поскольку разница иногда составляет всего несколько миллиметров и диск визуально прекрасно садится на ступицу, но это не означает, что его можно использовать. Несмотря на не заметную разницу, наименьшее отклонение центра ступицы от центра диска вызовет биение колеса и поставит под угрозу надежность крепления колеса, ведь полностью затянуть все крепежные болты с конусным основанием (которое должно обеспечить центровку диска на ступице) невозможно.

H2 (H, FH, AH, CH…) – в этих значениях зашифрована информация о конструктивных особенностях полок обода диска и выступов (хампов) на них. Хампы (Hump) предназначены для правильной установки бескамерных шин на диск.

ET45 – вылет диска (мм). Расстояние между плоскостью приложения диска к ступице и центральной осью диска. Это значение должно строго соответствовать требованиям производителя, поскольку под него рассчитываются ключевые параметры подвески и рулевого механизма автомобиля.

d 57,1 (DIA) – Диаметр центровочного отверстия на диске. Должен точно соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице. Посадочный цилиндр имеет центровочную функцию и частично берет на себя нагрузку, которая приходится на крепежные болты. Если Вам сильно понравились диски, а их центровочное отверстие больше посадочного цилиндра ступицы – придется использовать специальные центровочные кольца. Внешний и внутренний размеры центровочного кольца должны соответствовать, диаметрам центровочного отверстия диска и ступичного цилиндра без зазоров.

Теперь РосАвтоПортал поможет разобраться с маркировкой шин.

Расшифруем типоразмеры шины GoodYear Ultra Grip 5 (P 165/65 R14 79T).

markirovka_shin

На покрышке обязательно указывается наименование производителя и название модели шины

P – означает, что это шина легковая. (P-метрика применяется в системе классификации шин в США, и на европейских шинах редко встречается).

165 - ширина профиля шины обозначается в миллиметрах.

65 - высота профиля, указывается как процентное отношение к ширине. В данном случае высота составляет 65 % от ширины (165 мм), т.е., 107 мм.

R - конструкция: радиальная (R), диагональная (D), с опоясывающим кордом (B).

14 - Диаметр обода обозначается в дюймах.

79 - индекс нагрузки или коэффициент нагрузки - это условный показатель, которым обозначают максимально допустимую нагрузку на шину. Некоторые производители дают расшифровку прямо на шине. Выглядит это так: надпись Мах Load (максимальная нагрузка) и цифра в килограммах или английских фунтах (0,45359237 кг). Max Pressure - максимально допустимое давление в шине, в кПа

Таблица индексов нагрузки шин:

tablica index_nagruzki_shin

T - индекс скорости. Этот показатель указывает на максимально допустимую скорость, при которой разрешена эксплуатация шины.

Таблица индексов скорости:

tablica index skorosti shin

Дата производства шины указывается в формате неделя, год. Например: 1012 — десятая неделя 2012 года.

 

Дополнительные обозначения:

С — означает, что шина относится к категории усиленных

M+S (Mud + Snow) — зимние или всесезонные шины

All Season — всесезонная шина, предназначенная для круглогодичного использования

TL (TUBELESS) — бескамерная шина

ТТ (TUBE TYRE) — камерная шина

Е — знак официального утверждения сертификата соответствия правилам ЕЭК ООН.

TWI, DSI — обозначает место расположения индикаторов износа

Rotation — направленная шина, направление вращения указано дополнительной стрелкой Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — ассиметричные шины

Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые

RAIN, WATER, AQUA (или символ «зонтик») — специально спроектированные шины для дождливой погоды, с высокой степенью защиты от аквапланирования.

E (в кружочке) — шина соответствует европейским требованиям ECE (Economic Commission for Europe)

DOT — соответствие стандартам безопасности США.

Temperature А, В, С — термостойкость шины при высокой скорости на стенде. (А - лучший показатель).

Traction А, В, С — способность шины к торможению на влажном дорожном полотне (А - лучший показатель).

Treadwear — коэффициент износостойкости (коэффициент 100 примерно равен 48 тысячам км. пробега)

 

Прочие обозначения.

C.M.S. (Construction Mining Service) — шины для горно-строительной техники.

FB (Flat Base) — шина без защиты обода диска.

FR (Flange pRotector) — шина с защитой обода диска.

H.C.T. (Heavy Constructor Transport) — шины для тяжелой строительной техники.

L.P.T. (Low Platform Trailer) — шины для низкорамных трейлеров и прицепов.

LT (Light Truck) — шины для легких грузовиков, микроавтобусов, тяжелых внедорожников

M.L. (Mining Logging) — шины для горной и лесной техники.

N.D. (Non Directional) — не направленная шина.

N.H.S. (Non Highway Service) — не для скоростных дорог.

Reinf. (Reinforced) — шина с дополнительными слоями корда (усиленной конструкции).

S.A.G. (Super All Grip) — шины повышенной проходимости.

S.L. (Limited Service) — ограниченное использование.

U.G.S. (Undeground Special) — шины для подземной техники.

XL (eXtra Load) — шина с повышенной нагрузкой.

 

Маркировка мотошин:

M/C - motorcycle - шины относятся именно к категории мотоциклетных.

K0 - supersoft - очень мягкая мотошина

K1 (RS1) - soft - мягкая мотошина

K2 (RS2) - medium - средней жесткости мотошина

RS3 - hard - жесткая