Покупка нового автомобиля сопровождается не только радостью от приобретения, но и проблемой, связанной с его защитой от угона. Менеджер салона утверждал, что на автомобиль уже установлен охранный комплекс, что это - хорошая сигнализация, имеющая высокий рейтинг, что она использует иммобилайзер и производитель гарантирует 100% защищенность радиоканала передачи управляющих кодов с брелока на автомобиль. Но специалисты по защите от угона утверждают, что это не так: любая сигнализация, установленная на конвеере, не может быть индивидуальна, т.к. устанавливается по шаблону на все выпускаемые автомобили. Методика и схема установки, а также расположение блоков – однотипно, и угонщик уже знает, как ее отключить. Для отключения сигнализации автомобиля угонщику потребуются всего лишь кодграббер и ретранслятор. Аксиома: любой кодированный обмен информацией по радиоканалам либо уже взломан, либо будет взломан в ближайшее время.

 Как защитить автомобиль и какое дополнительное охранное оборудование можно установить? Максимальная защита автомобиля предполагает: бронирование стекол, установку штырей в двери, установку хорошей спутниковой автосигнализации и механических блокираторов. Цена такой защиты примерно - 10-15% стоимости Вашего автомобиля.

Для себя надо определить, какие затраты необходимы для того, чтобы степень защиты от угона была необходима и достаточна. Обычно оптимальной ценой противоугонной системы считается 5–10 процентов от рыночной стоимости автомобиля. При проектировке необходимо представить себе, из каких устройств будет состоять Ваша противоугонная система, какова их средняя рыночная стоимость, где можно сэкономить (многие могут самостоятельно установить сигнализацию, иммобилайзер, изготовить запорное устройство, замок на педали и т.д). Рассмотрим теперь, какие устройства могут входить в систему защиты от угона автомобиля и их назначение.

Сигнализация

Как следует из названия - это устройство предназначено для того, чтобы сигнализировать о попытке взлома или  угона Вашего автомобиля, и это главная его задача. В последнее время в сигнализации стали интегрировать простейшие прерыватели. Поэтому многие думают, что для защиты автомобиля от угона одной сигнализации достаточно. Это одна из самых больших ошибок владельцев автомобилей. Есть лишь несколько моделей сигнализаций ведущих производителей, имеющих встроенные иммобилайзеры. Двух, трех уровневые датчики объема и удара, датчик положения, и т.д., которые способны обеспечить достаточную степень защиты от угона Вашего автомобиля, но стоимость таких систем очень велика. Придется делать сопряжение, кое-чего изменить в конструкции, поменять датчики, установить инверторы и т.п. Это должен делать специалист, который за свою работу попросит денег.

GPS сигнализация

GPS система слежения дает пользователю возможность видеть, где именно находится автомобиль, в любое время и, практически, в любой точке мира. Это означает, что в случае угона, Вы будете иметь точные координаты местоположения автомобиля. GPS и GSM терминалы могут быть подключены к штатным сигнализациям или работать совершенно скрытно не зависимо от других систем защиты автомобиля. Вы получите моментальное оповещение по SMS, на E-mail о том, что произошла чрезвычайная ситуация. Вы будете видеть, в каком состоянии находятся системы автомобиля, включен ли двигатель, а при установке любых других датчиков, вплоть до того, сколько людей находится в салоне автомобиля. Злоумышленник не будет, даже, подозревать, что Вы в течение 10 секунд после случившегося, будете знать, что автомобиль был несанкционированно вскрыт. С помощью функций блокировки автомобиля, одним кликом мышки заблокируете двигатель, включить сигнализацию и прочее. Останется только забрать свой автомобиль с места, где он был покинут угонщиками.

Иммобилайзер

Большинство машин угоняется «своим ходом». Так вот, задача иммобилайзера, заключается в том, чтобы угонщик не смог запустить двигатель и уехать. Конструкция такова в систему двигателя (обычно система питания и система зажигания) вводится неисправность, например, устанавливается бензоклапан или разрезается провод. Затем изготавливается устройство, позволяющее восстановить рабочее состояние систем двигателя (реле с замыкающими или с размыкающими контактными парами). И устройство управления (еще одно реле, геркон, электронная схема, кнопка). То есть в исходном состоянии в двигателе имеется неисправность, которую легко устранить при помощи устройства управления, не двигаясь с водительского кресла. Нужно лишь знать, что включить, примерно так выглядит простой иммобилайзер.

Преимущества иммобилайзера в его индивидуальности. Цепей блокировки, исполнительных устройств, схем управления великое множество. Причем количество неисправностей, которые не дадут машине уехать, тоже очень велико. А поиски требуют времени. Есть еще иммобилайзеры, выполненные в виде электронного блока, генерирующего код и исполнительного устройства, интегрированного в один из узлов системы зажигания. Пока по одному из проводов не придет нужный код, узел, в который интегрировано исполнительное устройство, будет неработоспособным. Однако такие иммобилайзеры стоят очень дорого и как правило, не предназначены для установки в отечественные автомобили.

Часто иммобилайзеры соединяют с другим охранным устройством, к примеру с мультлоком, пока не откроешь замок, иммобилайзер не разблокирует систему зажигания. Своими силами достаточно просто сделать самодельный иммобилайзер. Для этого понадобится немного времени и немного фантазии, ну, и небольшое количество денежных средств. Чтобы изготовить устройство, блокирующее систему зажигания на время запуска двигателя, достаточно одного реле стоимостью 150 рублей. Главная задача - сделать такое устройство, которое было бы сложно обнаружить и обезвредить.

Механические запорные устройства

К ним относятся различные замки и запоры на руль, КПП, капот, педали и т.д. Большой популярностью у нас в стране пользуются замки на коробку переключения передач, называемые мультлоками. На самом деле MULTLOCK - название израильской фирмы, выпускающей такие замки. Это имя стало нарицательным. И теперь мы называем мультлоками все замки на КПП.

Мультлоки бывают двух видов замковые и штыревые. Первый представляет из себя замок типа амбарного, намертво прикрученный к кронштейну, прикрепленному к кузову и имеющий личинку повышенной секретности и дужку повышенной прочности. Часто дужка делается полностью съемной для большего удобства установки. Принцип действия следующий, Вы ставите машину на передачу, обычно заранее выбираемую при установке мультлока на автомобиль, чаще всего нейтральную или заднюю. Затем вставляете дужку в замок таким образом, чтобы рычаг КПП оказался внутри дужки. После этого переключать передачи будет невозможно, прочная дужка не позволит сдвинуть рычаг с места.

Штыревой мультлок имеет две разновидности. Первая почти аналогична по конструкции вышеописанной, однако вместо дужки замка используется штырь, не дающий переключать передачи при помощи рычага КПП. Преимущества такого мультлока - компактность и возможность устанавливать замок скрыто, незаметно снаружи.

Вторая разновидность штыревого мультлока выполнена следующим образом в коробку передач вставляется штырь с насечками и канавками, блокирующий, к примеру, перемещение шестеренок, вилок и т.д. Затем этот штырь, в свою очередь, блокируется замком так, что его невозможно вытащить.

Разбивание замка при помощи жидкого азота все равно не позволяет это сделать, штырь ведь внутри и запор внутри. Но чтобы установить такой мультлок, нужно делать конструктивные изменения в КПП. То есть процесс установки сложнее, необходимо снимать и переделывать коробку передач, что стоит немалых денег и требует очень высокой квалификации установщика. Но и нейтрализовать такой мультлок гораздо сложнее.

Угонщики обычно поступают так, при помощи жидкого азота замораживают замок и разбивают его молотком, таким образом, чтобы часть штыря осталась торчать наружу, потом берут специальный захват и поворачивают штырь вокруг оси на 180 градусов. При этом, как правило, разблокируются 2 и 3 передачи. После чего машина может самостоятельно передвигаться.

Это происходит потому, что шток и вилки переключения второй и третьей передач находятся, как правило, внизу коробки, в центре. Штырем заблокировать их достаточно сложно, и блокируют шестерни, делая на штыре соответственные канавки. Сам штырь вставляется не перпендикулярно, и сделать его конструкцию симметричной нельзя. При повороте штыря шестерни высвобождаются, и появляется возможность включить передачи.

Однако такая операция требует от угонщика высочайшей квалификации, большого опыта и времени. Следует отметить, что из-за своей высокой цены штыревой мультлок вышеописанного типа на бюджетных машинах практически не применяется, да и в дорогих автомобилях его можно встретить все реже. Ведь устройство стоит очень дорого, а автомобиль все равно можно увезти на буксире, выжав сцепление. В последнее время все популярней становятся противоугонные устройства, блокирующие тормозную систему. При меньшей стоимости они обеспечивают большую степень защиты.

Худлок (Hoodlock) - это замок на багажник или капот. Применяется для ограничения доступа в подкапотное пространство, что не позволяет угонщику навесить «паука» или забить сирену монтажной пеной. Худлоки бывают механические и электромеханические, то есть те, которые открываются ключом, и те, которые открываются кнопкой, также бывают комбинированные системы отпирания.

Замки

В отличие от предыдущих устройств, замки на руль и педали обладают более низкой степенью защиты, но и стоят они гораздо дешевле. Основная их функция - отпугнуть «пионеров», сделать вид сложного охранного устройства. На самом деле меньше всего времени профессиональные угонщики тратят именно на такие механические средства защиты.

Из всего спектра можно выделить лишь опоясывающие замки на руль с обрезиненными большими выступами. Их достаточно сложно демонтировать, баллончика с жидким азотом не хватает, чтобы хорошо заморозить обильно обрезиненный металл, необходима емкость с жидким гелием и хорошая квалификация угонщика.

А опоясывающий кожух не дает возможности снять рулевое колесо, нужно потратить много времени на демонтаж такого устройства. Правда Вы не найдете достойных опоясывающих замков на руль стоимостью меньше 200 долларов.

Выключатель «массы»

Изначально это устройство было придумано для предотвращения пожара, а совсем не как защита от угона. Но со временем все изменилось, и теперь многие рассматривают выключатель «массы» как противоугонное средство. В принципе, особого толку от него нет, но несколько минут с его помощью можно отвоевать, при условии, что он будет надежно спрятан. В принципе, вместо провода можно использовать электронную схему, но, во первых, надо применять прибор, способный коммутировать ток до 100 Ампер, а во вторых, такое устройство очень легко нейтрализовать с помощью одного толстого провода.

Защита картера двигателя

Да, да, это тоже своего рода охранное устройство. Нередко угонщики подлезают под автомобиль и забивают монтажной пеной неправильно установленную сирену или перекусывают провода питания. При наличии снизу защиты картера сделать это, очень сложно.

Другие устройства

Существуют модернизированные замки зажигания, устанавливаемые вместо штатных, с запорным устройством руля, изготовленного из легированной стали и ключом повышенной секретности. В принципе неплохое устройство, но крепление имеет штатное и легко снимается (высверливаются винты крепления замка зажигания).

Также в продаже встречается замок «гарант», блокирующий руль и устанавливаемый на рулевую колонку - очень достойное устройство с высокой степенью защиты от угона.

Теперь, когда известны возможности и назначение противоугонных устройств, можно приступить к проектированию системы защиты.

Для этого нужно приблизительно представить, из чего должен состоять охранный комплекс Вашего автомобиля, и узнать средние рыночные цены на то, что Вы желаете установить.

В первую очередь необходимо защитить свой автомобиль от «пионеров», начинающих угонщиков и любителей легкой наживы.

Такие угонщики редко используют спецсредства типа емкости с гелием, электронного паука, портативного сварочного аппарата, шлифмашинки и т.д.

С хорошо защищенной машиной они связываться вряд ли будут, на их век «чайников» и так хватит. Основные их инструменты - проводной «паук» с коммутатором, дрель, инструмент для взлома, редко баллончик с жидким азотом.

Вот, пожалуй, и все. В основном от этого и стоит защищать свое авто, а как подскажет РосАвтоПортал дав несколько общих советов.

Выбирая механическое средство защиты, внимательно изучите замок. Правилом хорошего тона среди производителей противоугонных запоров является наличие над личиной замка вращающейся твердосплавной шайбы или набора таких шайб. Это защита от дрели. При попытке вскрыть такой замок сверлом шайба будет вращаться, при этом невозможно будет высверлить личинку замка.

Далее посмотрите, есть ли тонкое кольцо вокруг личинки. Если есть - плохо, кольцо можно легко разбить зубилом и вытащить личинку. Грош цена такому противоугонному устройству. Проектируя охранную систему, старайтесь не делать так, чтобы и сигнализация, и иммобилайзер снимались бы с охраны вместе по сигналу брелка, сделайте отключение иммобилайзера отдельно.

Не применяйте в системе только одно устройство, пусть даже самое «крутое», изловчившись и вскрыв его, машину можно будет угнать, а представьте, что угонщик вскрыл в поте лица Ваш мультлок, а тут еще и мотор не заводится, искры нет. «Паука» повесил, бензин не поступает. На все уходит время, а время играет совсем не на угонщика. Лучше поставить три простых охранных устройства, блокирующих разные системы, чем один блокиратор, пусть даже самый лучший. Чем больше устройств, тем больше нужно времени на их поиск и обезвреживание. Обязательно применяйте в системе охранное устройство, которое видно. Замок на руль, педали, мультлок, что-то должно быть на виду.

Первым делом угонщик, особенно не очень опытный, смотрит на то, что внутри. Догадайтесь, какую машину он попытается угнать, с мультлоком или без, с замком на руле или без. Но слишком усердствовать не стоит, еще раз повторимся, в основном механические средства защиты для подготовленных угонщиков не представляют сложностей, а денег стоят, их устанавливать долго и не очень удобно, есть соблазн не ставить, когда отлучаетесь ненадолго.

Владельцы автомобилей зачастую сами виноваты в том, что много машин угоняют. Наверное, это особенность российского характера - считать себя умнее всех. Многие с пеной у рта могут обсуждать разницу между «аллигатором» и «мангустом», так и не понимая, что машина будет ехать, даже если заморгают все лампочки, заорет сирена, и даже если на ключах будет висеть десяток брелков от разных сигнализаций.

Охрана автомобиля - это не только сигнализация. Отношения водителя с угонщиком - это война, а можно выиграть войну, если у тебя только система оповещения. В основном суждения людей о тех или иных противоугонных средствах базируются на рекламе фирм, которые эти средства и производят. Ну кто про свое изделие напишет плохо. Ни для кого не секрет, что большинство статей в журналах оплачивают рекламодатели. А мы, покупаясь на трюки производителей противоугонок, не только делаем неправильные выводы, но и стараемся навязать свое мнение другим.

Поэтому, прежде чем идти в магазин за покупкой какой-то сигнализации, подумать не о том, как про нее написано, или что сосед говорит, а поставить себя на место угонщика и прикинуть, что можно сделать, чтобы обезвредить это противоугонное устройство, сколько на это понадобится времени, какой инструмент, привлечет ли процесс внимание окружающих, и т.д. Зная это, Вам будет легче определиться с выбором. Основная задача - не обвешать машину со всех сторон замками, а помешать угонщику, сделать все, чтобы он потратил как можно больше времени, сил, средств, напряг все свои мысли для обезвреживания противоугонной системы Вашего автомобиля. Не факт, что при этом стоимость устройств должна быть чрезмерно высокой. Здесь принцип «чем лучше, тем дороже» не работает.

Не доверяйте рекламе, у Вас своя голова на плечах и своя машина в гараже. Ведь ни один производитель противоугонных средств не дает гарантии, что ваше авто не угонят, но практически каждый кричит, что он самый лучший.