Езда на автомобиле сопровождается массой непредвиденных ситуаций, значительная часть из которых влечет за собой неприятности, от разбитого автомобиля до более трагических последствий. С каждым из водителей, как начинающих, так и более опытных, может случиться такая автомобильная напасть, как отказ тормозов. Чтобы такая неприятность не застала Вас врасплох, следует разобраться в том, как нужно действовать в таких случаях. Для водителя подобная ситуация сложна психологически, но сохранение самообладания становится главным залогом, чтобы избежать трагедии.

При своевременном и правильном уходе за автомобилем отказ тормозов — явление крайне редкое. Но никто не застрахован от ям и камней на дорогах, которые могут повредить трубки гидропривода, от бракованных запчастей или злоумышленников. Поэтому водитель всегда должен быть готов ко всему, в том числе и остановить автомобиль без тормозов.

Если педаль тормоза уперлась в коврик, а автомобиль движется с прежней скоростью совет первый — не прекращать давить на неё. Тормозная система современных автомобилей — двухконтурная. Возможно, отказал только один из них, и торможение будет происходить в два раза хуже, а педаль всё же будет «брать», но у самого пола. При нулевом эффекте следует отпустить педаль и нажать её снова, проделав это несколько раз, возможно на пятом-шестом качке давление в системе гидропривода восстановится и Вам  удастся остановить автомобиль.

Если этот метод не принесет желаемого результата, следует воспользоваться коробкой передач. Торможение двигателем производится последовательным переключением на низшие передачи, быстро отпуская педаль сцепления. Очередное включение передачи производится при снижении оборотов двигателя на предыдущей передаче до 1500 — 2000 об/мин. Этим Вы заставите двигатель своего автомобиля работать на более низких оборотах, что в целом снизит его скорость, полную остановку производят стояночным тормозом. При использовании коробки передач в качестве тормоза, важным условием является предельная концентрация внимания водителя, так как, поломавшись, коробка передач лишит Вас последнего шанса избежать трагедии.

Далее в списке идет стояночный тормоз. Если скорость автомобиля превышает 40-50 км/час, то при использовании «ручника» возможен занос, вызванный блокировкой задних колёс. Поэтому для дозировки усилия следует одновременно с использованием ручника нажимать кнопку «трещотки». Держать ручной тормоз необходимо в не затянутом положении и подтормаживать легкими поднятиями, что в случае заноса автомобиля позволит отпустить рычаг.

Нельзя останавливать автомобиль стояночным тормозом на кривой. Нужно попытаться перевести её перед началом торможения на прямую траекторию иначе возникнет занос.

Не стоит забывать о работоспособности стояночного тормоза. Ведь не зря с такой настойчивостью им интересуется сотрудники ГИБДД. Отведённая ему вторая роль резервного тормоза — очевидна. А чтобы «ручник» не подвёл в экстренной ситуации, использовать его нужно постоянно. Только так можно держать его трос в рабочем состоянии. Не лишними будут и тренировки аварийного торможения с помощью стояночного тормоза, конечно же, в местах, свободных от транспорта.

В крайнем случае, когда речь идет о сохранении чьей-то жизни, а не о целостности автомобиля, можно прибегнуть к торможению с помощью трения об элементы дороги, например, бордюры, стены, отбойники или иные сооружения.

Участок, к которому придётся притираться, по возможности должен быть гладким, иначе автомобиль может развернуть или же перевернуться, зацепившись за выступающие части. По этой же причине угол сближения с поверхностью должен быть как можно меньше, иначе контроль над ситуацией теряется полностью.

Также одним из относительно безопасных вариантов остановки автомобиля с отказавшими тормозами принято считать удар сзади о попутный грузовик. Пассажиры при этом должны максимально зафиксироваться ремнями безопасности и упереться в детали интерьера. 

В поисках буфера для торможения, следует обратить внимание на состояние обочины. Если дорожная насыпь невысока и кювет достаточно узок, есть возможность просто съехать в поле, не сворачивая слишком резко или же под большим углом, чтобы автомобиль не перевернулся. Зимние сугробы — тоже выход из положения.

Самым страшным исходом в ситуации с внезапным отказом тормозов может стать лобовое столкновение. Если возможность выбора всё же остаётся, то наезд на препятствие или даже переворачивание автомобиля предпочтительнее, чем столб или встречный автомобиль. Здесь уж не до сохранности автомобиля. Жизнь и здоровье людей — на первом плане.

Последнее, крайнее средство, к которому прибегать советуют только тогда, когда ничто другое не помогло – это выключение зажигания, при котором не блокируется рулевое колесо и включение первой передачи. Скорее всего, этот способ выведет из строя коробку передач, но может сохранить жизнь, как пассажиров автомобиля, так и пешеходов.

При попытке остановить машину с нерабочей тормозной системой, не следует забывать о руле. Нужно быть в постоянной готовности к корректировке движения. Ведь автомобиль может пойти юзом из-за блокировки одного или нескольких колёс.

В тех случаях, когда дорога свободна, а впереди просматривается ровный участок без попутных автомобилей или же подъём, то можно обойтись и без экстрима. Достаточно позволить автомобилю выкатиться по инерции на свободный участок дороги и, когда он почти остановится, воспользоваться стояночным тормозом или же первой передачей при выключенном зажигании.

Чтобы подобных ситуаций не возникало, нужно всегда помнить о том, что ничто не случается внезапно, в том числе и отказ тормозной системы. Ведь машина заранее сигнализирует о назревающей проблеме. Это может выражаться в изменении ощущения педали: её мягкости или жёсткости, толчковой отдаче в ногу, а также аварийными лампочками на панели приборов. Любые признаки изменения поведения тормозной системы Вашего автомобиля не должны оставаться без внимания.

В заключение хочется призвать всех автолюбителей — регулярно проверять состояние тормозной системы своего автомобиля. Тогда Вам никогда не придётся выполнять все вышеописанные действия.